Шествия, организуемые во время Святой Недели в Испании, а в Андалусии эта традиция сохраняется особенно, уходит в далекое прошлое. Предшественником современных шествий были шествия, которые организовывались во времена инквизиции. Инквизиция в Испании была утверждена в 1478 году при Фердинанде и Изабелле (Католические Короли), которая была предназначена охранять чистоту католической веры, после утверждения, которой началось преследование евреев, мусульман, а позже и протестантов.
Несколько тысяч подозреваемых в ереси прошли через пытки и закончили жизнь на кострах (аутодафе — первоначально оглашение, а затем и приведение приговора в исполнение, в частности, публичное сожжение на костре). Позднее глава инквизиции доминиканский священник Томас Торквемада убедил Фердинанда и Изабеллу преследовать по всей стране не обращенных в христианство людей. Торквемада сжигал в кострах инквизиции и насильственно крещеных.
Сейчас это организованное шествие мне чем-то напоминает наши ушедшие в прошлое первомайские демонстрации, когда большинство жителей города в этот праздничный день надевали новую одежду и шли в центр города, где по главной площади в колоннах проходили сначала школьники, потом студенты и труженики предприятий. В то время для каждого это было значительное событие: праздник, веселье, весна (Мир, труд, май!). Постепенно все ушло в прошлое. Сейчас только всплывает мысль: « О времена, о нравы» (По-моему, что-то из пушкинских времен.) Потом присутствие на демонстрации превратилось в обязанность и потеряло свою прелесть.
Для чего я все это написала? Чтобы русский читатель этих строк мог представить испанские шествия (proceciones). Здесь никто никого не обязывает присутствовать и участвовать. Наоборот, испанцы очень искренне относятся к этому празднику. В семьях только и разговора: « ¿Has visto Las Procesiones?” (Видела крестный ход?) И праздник не в радость, если не видел. К тому, же уже с понедельника Святой Недели на предприятиях сокращенный рабочий день, во второй половине дня бары и рестораны полны народа (барный бизнес начинает существенную прибыль, сократившуюся в последнее время.)
На центральных улицах городов и городков (не понимается рука написать «деревень») устанавливаются трибуны в 2-4 ряда, на которых потом разместятся пожилые жители города. На площадях устанавливаются трибуны и специально изготовленные для этого случая постаменты с сиденьями.
Каждый приход выносит свой образ (imagen): это библейские сцены и сюжеты, связанные с жизнью и страданием Иисуса Христа и Марии: Путь Христа на Голгофу, распятие, страдание Святой Девы и другие. Изображения выполнены в натуральную величину, весь образ празднично убран: парчовые одежды, блистающие позолотой украшения, зажженные свечи. Во время шествия образ окуривается ладаном. Постамент, на котором устанавливается образ, несут на плечах от 10 до 50 человек. Те, кому предстоит эта миссия (а за это нужно заплатить) заранее собираются и несколько дней репетируют, отрабатывают шаг. Причем шагать надо в медленном темпе, особенно. С первого раза и не получится.
Возглавляют процессию одетые в костюмы дети, женщины, несущие в руках свечи. Шествие сопровождается барабанной дробью и духовой музыкой. Во время звучания этой музыки пробегает по телу дрожь, настолько она специфическая.
В то, что я сейчас напишу, поверят немногие. Это надо видеть. При выносе образа из церкви, где заранее собирается многочисленная толпа, присутствующие начинают плакать, и плачут искренне.
Возможно, всему этому есть объяснения. Больше всего эта традиция сохранилась в Андалусии. А, как известно, Андалусия наиболее бедная провинция, которая живет за счет туризма и сельского хозяйства. Тем не менее, этот народ не перестает удивлять: добрый, гостеприимный, жизнерадостный, в какой-то степени легкомысленный. Но такие уж они есть, андалусцы.
Я приглашаю вас познакомиться с этим удивительным краем: краем жаркого лета и зим, напоминающих наш сентябрь, краем, где, в каждом городке живет история, краем праздника, солнца и моря.
Людмила Осипенкова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий